Макарова Лилия Валерьевна
Музыкальный руководитель
Возрастные особенности музыкального развития детей раннего возраста
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направлять ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагогов ДОУ. В противном случае иногда может наблюдаться отставание в развитии ребенка. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к семи годам не в состоянии будет справляться с заданием, которое легко выполняет более младший дошкольник.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
-
слуховое ощущение, музыкальный слух;
-
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
-
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Ребенок раннего возраста, имея небольшой опыт, заинтересованно относится к музыке, эмоционально на нее откликается, активно действует. Музыкальное развитие в этот период тесно связано с общим. Малыш обогащается различными впечатлениями, начинает все больше их осознавать, понимает речь взрослого и овладевает собственной речью. Он уже осваивает координацию движений в целом, необходимую для формирования ритмичности.
В этом возрасте дети уже понимают, что звучание связано с музыкальными инструментами, и оживляется при виде металлофона, дудочки. Слушая короткие музыкальные произведения, дети по разному реагируют на них. Используя песни, мелодии разного характера, можно вызвать у них соответствующие эмоциональные состояния.
Слуховые ощущения детей этого возраста более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притоптывает, кружится под звуки музыки.
Памятка для родителей
-
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
-
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется таким далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. для этого потребуется время и терпение.
-
отсутствие какой либо из способностей может тормозить развитие остальных. значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.
-
Не "приклеивайте" вашему ребенку "ярлык" - немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Кукольный театр-малышам
Кукольный театр-искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ-кукла, петрушка, и живописно-декоративное оформление, и музыка-песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в умственном, нравственном, идейно-эстетическом воспитании дошкольников.
Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Малыши видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако не надо рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношения к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости трудолюбия. Условность кукольного театра близка к дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают от опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир.
Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость. Из всех видов кукольного театра в детских садах наибольшей популярностью пользуются: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек. Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки на фланели и декорации-плоские, их показывают на специальной доске, расположенной на столе. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене-столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонный раскрашенные рисунки.
В театре игрушек и петрушек-все объемное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки. Оформляется спектакль так же игрушками. Поэтому при подготовке спектакля почти не требуется никаких поделок, что облегчает подготовительную работу. Театр петрушек назван по имени старинного народного кукольного героя-Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за нее, стоя за ширмой.
Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. После освоения репертуара помещенного в книге воспитатель может приступать и к самостоятельной работе над инсценировками. Материал для такой работы можно взять из хрестоматий для детей дошкольного возраста, книг для дошкольников, а так же использовать записи сказок и пьес на диске. Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, на сколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля.
Надо стараться проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительном уровне и никогда не забывать, что кукольный театр-это первое приобщение дошкольников к театру, искусству.